Сегодня рассказ будет длинным, таким же, каким было наше путешествие...
Настоящие поклонники творчества выдающегося каталонского архитектора Антонио Гауди наверняка знают про Сады Артигас, расположенные рядом с небольшим городком La Pobla de Lillet в северной части провинции Барселона, на пути к горнолыжным трассам Ла Молины и финансовым институтам Андорры.
Для тех же, кому это название ничего не говорит, предназначено нынешнее повествование. Итак, небольшой городок в горах на севере Каталонии, в окрестностях которого в начале XX века были обнаружены правильные компоненты для производства цемента. Хваткий каталонский предприниматель по имени Eusebi Güell i Bacigalupi решил основать здесь первую в Каталонии фабрику с названием Asland по производству цемента марки Портланд. Среди прочих условий в сложном процессе получения этого строительного материала, для нагрева клинкера (это такой промежуточный продукт производства цемента) по тем временам необходим был уголь, который добывали в густых лесах, в изобилии окружающих город, и поставляли на цементную фабрику по специальной канатной дороге. По причине того, что рабочим и их руководителям, занятым на добыче угля, приходилось уезжать далеко от города и тратить много времени на поездку на работу, владелец цементной фабрики в 1905 году выписал (!) уже немолодого и довольно известного к тому времени архитектора Антонио Гауди построить дом (шале!!!) для своих работников прямо в лесу, поближе к рабочему месту - представляете, какая забота о персонале, живо так рисуется картина - передовой совхоз Гадюкинский Светлый Путь выписывает, к примеру, Зураба нашего великого Церетели, чтобы построить поместье для пастухов, которые гоняют коров на дальние пастбища, дабы не возвращаться домой поздно ночью; у входа сидит царевна-лягушка со стрелой, над дверями - скульптуры голов крупного рогатого скота, а на крыше - председатель совхоза высотой в три роста в обнимку с главной дояркой зовет всех в светлое будущее... Ну это отвлечение, к слову сказать, это шале под названием Xalet del Catllaràs (вернее, то что от него осталось) по сей день находится в лесу в окрестностях города. В 1932 году фабрика Asland передала здание в ведение города, с тех пор состояние дома постоянно ухудшалось, в 1971 году здание было реформировано для использования в качестве детского лагеря, тогда же была заменена входная винтовая лестница в классическом стиле Гауди на обычную металлическую. В 80-е годы с введением нового технического регламента зданий, шале перестали использовать; пишут, что существует проект реконструкции здания.
Фото здания, чтобы вы представляли, о чем идет речь (фото не мое, нашел в Google):
Мы снова отвлеклись. Так вот, будучи вовлеченным в работу по строительству этого шале, Гауди проживал в доме зажиточной семьи сеньоров Артигас, имевших одну из самых успешных и прибыльных текстильных фабрик тех времен; в благодарность за проявленное гостеприимство и радушие хозяев, Антонио Гауди подарил им проект сада, который располагался на небольшой территории на берегу реки El Llobregat (той самой, которая впадает в Средиземное море рядом с аэропортом Барселоны, именующимся El Prat de Llobregat), прилегающей к дому и фабрике семьи Артигас - именно так появились на свет Сады Артигас, как говорит официальная пресса - место, где сама природа сливается с архитектурой в совершенной гармонии и бесконечном экстазе...
Гауди не изменил своей традиции использовать символы в своих творениях; в частности, в Садах Артигас он использовал символы четырех евангелистов (тетраморфы) - Святой Матфей в образе ангела (к сожалению, в настоящее время утерян), Святой Иоанн в образе орла на арочном мосту (Pont d'Arc Coix) над речкой Llobregat, Святой Марк в образе льва и Святой Лука в образе быка; по замыслу Гауди, эти четыре символа пересекались в форме креста.
Во второй половине XX века промышленный бум в этих местах сошел на нет, в 1975 году закрылась цементная фабрика Asland... К 1971 году Сады Артигас находились в заброшенном состоянии, пока в новостях центральной прессы не появилась случайная заметка об этом местечке; как только было установлено авторство Антонио Гауди, сразу же появился интерес к восстановлению Садов, в 1992 году процесс реставрации завершился. В настоящее время Сады Артигас принадлежат местному муниципалитету и открыты для посещения всем желающим (конечно, за денюжку!).
Добраться сюда - задача для настоящих путешественников, привычных к большим дистанциям; расстояние от Плайя де Аро до Садов Артигас составляет почти 200 км (2 ч 9 мин на авто). Уверен, что многие читатели прекрасно знают дорогу в Андорру, но на всякий случай совет - подавляющее большинство навигаторов предлагает свернуть с шоссе С-25 на дорогу С-62 после Вика - не ведитесь, поезжайте по С-25 до места пересечения с шоссе С-16 в районе соляной горы в Sallent - путь занимает ровно на 2 минуты дольше, зато по С-25 можно уверенно топить разрешенные 120 км/ч по отличной дороге с двумя полосами в каждом направлении, в то время как по С-62 вам придется ехать по узким однополосным деревенским дорогам, и не дай бог встать за трактором или авто с пожилым каталонским пенсионером - ничего не выиграете по времени, только потеряете! Расстояние от Барселоны - примерно 130 км, 1 ч 36 мин на авто.
Если поставить такую задачу, то до входа в Сады Артигас можно доехать и на машине - просто нужно ехать прямо по железнодорожным рельсам (там проезд разрешен, только следите за знаками, чтобы не попасть под поезд!), недалеко от садов есть небольшое пространство на 4-5 автомобилей, оттуда метров 150 пройти пешком до входа в сады. Если вас не пугает более длительная прогулка - можно поставить машину в конце проезда Carrer del Ferrocarril, 08696 La Pobla de Lillet - там приятное местечко, в тени деревьев есть столики для пикника - а оттуда пройти примерно 450 метров пешком вдоль железной дороги до входа в сады.
Ну а если вы путешествуете с детьми или просто любите получить полный комплекс впечатлений - то вам на "цементную" железнодорожную ветку (El tren del ciment). Эта раритетная узкоколейная железная дорога (кстати, она считалась самой узкой в Испании - расстояние между рельсами составляло всего 60 см) была построена уже упоминавшейся выше компаний Asland и в первое время использовалась только лишь для транспортировки цемента, однако уже в 1914 году был дан старт местным пассажирским перевозкам. В лучшие времена длина железной дороги составляла 11 км; а последний поезд по ней прошел 14 октября 1963 года - в связи с упавшим пассажиропотоком и низкой загрузкой со стороны фабрики надобность в железной дороге отпала...
К счастью, в 2005 году часть железнодорожного полотна была восстановлена и по ней теперь циркулирует поезд - небольшой локомотив с пассажирскими вагончиками. Первая станция, La Pobla de Lillet, находится на подъезде к одноименному городу, прямо напротив станции находится большая бесплатная парковка, где удобно оставить автомобиль. Затем поезд делает остановку в самом городе (La Pobla Centre), следующая остановка - Сады Артигас, и конечная - Музей Цемента, находящийся в здании бывшей фабрики Asland.
Обычно поезд ходит раз в час в туристический сезон. До садов Артигас поезд идет 14 минут, полная поездка от начальной до конечной станции занимает 20 минут. При покупке билетов возможны различные опции - можно купить билет отдельно на поезд (7.75 Евро туда-обратно для взрослого), отдельно - в Сады Артигас (4.20 Евро для взрослого), и отдельно - в Музей Цемента (4.50 Евро), а можно купить комплексный билет на всё сразу за 13.40 Евро, включая поезд.
Расписание поезда, работы музеев (в садах Артигас перерыв на обед с 14 до 15, а в музее Цемента - с 15 до 16, имейте ввиду при планировании!) а также цены смотрите по ссылке - это копия брошюры, которую можно взять в кассе на станции; нам же эту брошюру вручили на стойке информации в Валь де Нурия - именно благодаря этому буклету мы решились-таки спланировать поездку в Сады Артигас, которую откладывали уже больше 3 лет!
Ну и напоследок несколько слов о самом городке La Pobla de Lillet - впервые поселение на этом месте упоминалось в новостях в 833 году, старинный такой городок. К сожалению, познакомиться поближе с ним не удалось, в результате быстрой пробежки смогли посмотреть только на старинные мосты через речку Llobregat (фото будут ниже). Где-то рядом располагаются остатки старинного замка Castillo de La Pobla de Lillet, а также церковь Святой Марии.
Давайте смотреть фотографии, это интересней:-) Не забывайте кликать на понравившиеся фотографии, чтобы рассмотреть их в деталях!
После перекуса - короткий марш-бросок по городу La Pobla de Lillet вдоль набережной реки Llobregat
Настоящие поклонники творчества выдающегося каталонского архитектора Антонио Гауди наверняка знают про Сады Артигас, расположенные рядом с небольшим городком La Pobla de Lillet в северной части провинции Барселона, на пути к горнолыжным трассам Ла Молины и финансовым институтам Андорры.
Для тех же, кому это название ничего не говорит, предназначено нынешнее повествование. Итак, небольшой городок в горах на севере Каталонии, в окрестностях которого в начале XX века были обнаружены правильные компоненты для производства цемента. Хваткий каталонский предприниматель по имени Eusebi Güell i Bacigalupi решил основать здесь первую в Каталонии фабрику с названием Asland по производству цемента марки Портланд. Среди прочих условий в сложном процессе получения этого строительного материала, для нагрева клинкера (это такой промежуточный продукт производства цемента) по тем временам необходим был уголь, который добывали в густых лесах, в изобилии окружающих город, и поставляли на цементную фабрику по специальной канатной дороге. По причине того, что рабочим и их руководителям, занятым на добыче угля, приходилось уезжать далеко от города и тратить много времени на поездку на работу, владелец цементной фабрики в 1905 году выписал (!) уже немолодого и довольно известного к тому времени архитектора Антонио Гауди построить дом (шале!!!) для своих работников прямо в лесу, поближе к рабочему месту - представляете, какая забота о персонале, живо так рисуется картина - передовой совхоз Гадюкинский Светлый Путь выписывает, к примеру, Зураба нашего великого Церетели, чтобы построить поместье для пастухов, которые гоняют коров на дальние пастбища, дабы не возвращаться домой поздно ночью; у входа сидит царевна-лягушка со стрелой, над дверями - скульптуры голов крупного рогатого скота, а на крыше - председатель совхоза высотой в три роста в обнимку с главной дояркой зовет всех в светлое будущее... Ну это отвлечение, к слову сказать, это шале под названием Xalet del Catllaràs (вернее, то что от него осталось) по сей день находится в лесу в окрестностях города. В 1932 году фабрика Asland передала здание в ведение города, с тех пор состояние дома постоянно ухудшалось, в 1971 году здание было реформировано для использования в качестве детского лагеря, тогда же была заменена входная винтовая лестница в классическом стиле Гауди на обычную металлическую. В 80-е годы с введением нового технического регламента зданий, шале перестали использовать; пишут, что существует проект реконструкции здания.
Фото здания, чтобы вы представляли, о чем идет речь (фото не мое, нашел в Google):
Мы снова отвлеклись. Так вот, будучи вовлеченным в работу по строительству этого шале, Гауди проживал в доме зажиточной семьи сеньоров Артигас, имевших одну из самых успешных и прибыльных текстильных фабрик тех времен; в благодарность за проявленное гостеприимство и радушие хозяев, Антонио Гауди подарил им проект сада, который располагался на небольшой территории на берегу реки El Llobregat (той самой, которая впадает в Средиземное море рядом с аэропортом Барселоны, именующимся El Prat de Llobregat), прилегающей к дому и фабрике семьи Артигас - именно так появились на свет Сады Артигас, как говорит официальная пресса - место, где сама природа сливается с архитектурой в совершенной гармонии и бесконечном экстазе...
Гауди не изменил своей традиции использовать символы в своих творениях; в частности, в Садах Артигас он использовал символы четырех евангелистов (тетраморфы) - Святой Матфей в образе ангела (к сожалению, в настоящее время утерян), Святой Иоанн в образе орла на арочном мосту (Pont d'Arc Coix) над речкой Llobregat, Святой Марк в образе льва и Святой Лука в образе быка; по замыслу Гауди, эти четыре символа пересекались в форме креста.
Во второй половине XX века промышленный бум в этих местах сошел на нет, в 1975 году закрылась цементная фабрика Asland... К 1971 году Сады Артигас находились в заброшенном состоянии, пока в новостях центральной прессы не появилась случайная заметка об этом местечке; как только было установлено авторство Антонио Гауди, сразу же появился интерес к восстановлению Садов, в 1992 году процесс реставрации завершился. В настоящее время Сады Артигас принадлежат местному муниципалитету и открыты для посещения всем желающим (конечно, за денюжку!).
Добраться сюда - задача для настоящих путешественников, привычных к большим дистанциям; расстояние от Плайя де Аро до Садов Артигас составляет почти 200 км (2 ч 9 мин на авто). Уверен, что многие читатели прекрасно знают дорогу в Андорру, но на всякий случай совет - подавляющее большинство навигаторов предлагает свернуть с шоссе С-25 на дорогу С-62 после Вика - не ведитесь, поезжайте по С-25 до места пересечения с шоссе С-16 в районе соляной горы в Sallent - путь занимает ровно на 2 минуты дольше, зато по С-25 можно уверенно топить разрешенные 120 км/ч по отличной дороге с двумя полосами в каждом направлении, в то время как по С-62 вам придется ехать по узким однополосным деревенским дорогам, и не дай бог встать за трактором или авто с пожилым каталонским пенсионером - ничего не выиграете по времени, только потеряете! Расстояние от Барселоны - примерно 130 км, 1 ч 36 мин на авто.
Если поставить такую задачу, то до входа в Сады Артигас можно доехать и на машине - просто нужно ехать прямо по железнодорожным рельсам (там проезд разрешен, только следите за знаками, чтобы не попасть под поезд!), недалеко от садов есть небольшое пространство на 4-5 автомобилей, оттуда метров 150 пройти пешком до входа в сады. Если вас не пугает более длительная прогулка - можно поставить машину в конце проезда Carrer del Ferrocarril, 08696 La Pobla de Lillet - там приятное местечко, в тени деревьев есть столики для пикника - а оттуда пройти примерно 450 метров пешком вдоль железной дороги до входа в сады.
Ну а если вы путешествуете с детьми или просто любите получить полный комплекс впечатлений - то вам на "цементную" железнодорожную ветку (El tren del ciment). Эта раритетная узкоколейная железная дорога (кстати, она считалась самой узкой в Испании - расстояние между рельсами составляло всего 60 см) была построена уже упоминавшейся выше компаний Asland и в первое время использовалась только лишь для транспортировки цемента, однако уже в 1914 году был дан старт местным пассажирским перевозкам. В лучшие времена длина железной дороги составляла 11 км; а последний поезд по ней прошел 14 октября 1963 года - в связи с упавшим пассажиропотоком и низкой загрузкой со стороны фабрики надобность в железной дороге отпала...
К счастью, в 2005 году часть железнодорожного полотна была восстановлена и по ней теперь циркулирует поезд - небольшой локомотив с пассажирскими вагончиками. Первая станция, La Pobla de Lillet, находится на подъезде к одноименному городу, прямо напротив станции находится большая бесплатная парковка, где удобно оставить автомобиль. Затем поезд делает остановку в самом городе (La Pobla Centre), следующая остановка - Сады Артигас, и конечная - Музей Цемента, находящийся в здании бывшей фабрики Asland.
Обычно поезд ходит раз в час в туристический сезон. До садов Артигас поезд идет 14 минут, полная поездка от начальной до конечной станции занимает 20 минут. При покупке билетов возможны различные опции - можно купить билет отдельно на поезд (7.75 Евро туда-обратно для взрослого), отдельно - в Сады Артигас (4.20 Евро для взрослого), и отдельно - в Музей Цемента (4.50 Евро), а можно купить комплексный билет на всё сразу за 13.40 Евро, включая поезд.
Расписание поезда, работы музеев (в садах Артигас перерыв на обед с 14 до 15, а в музее Цемента - с 15 до 16, имейте ввиду при планировании!) а также цены смотрите по ссылке - это копия брошюры, которую можно взять в кассе на станции; нам же эту брошюру вручили на стойке информации в Валь де Нурия - именно благодаря этому буклету мы решились-таки спланировать поездку в Сады Артигас, которую откладывали уже больше 3 лет!
Ну и напоследок несколько слов о самом городке La Pobla de Lillet - впервые поселение на этом месте упоминалось в новостях в 833 году, старинный такой городок. К сожалению, познакомиться поближе с ним не удалось, в результате быстрой пробежки смогли посмотреть только на старинные мосты через речку Llobregat (фото будут ниже). Где-то рядом располагаются остатки старинного замка Castillo de La Pobla de Lillet, а также церковь Святой Марии.
Давайте смотреть фотографии, это интересней:-) Не забывайте кликать на понравившиеся фотографии, чтобы рассмотреть их в деталях!
Итак, оставляем машину на парковке у станции La Pobla de Lillet, переходим дорогу и отправляемся в кассу покупать билеты
До отправления поезда еще 10 минут
Едем. Кстати, по той же дороге, где идет поезд, можно ездить и на машине
Приехали в Сады Артигас. Сразу извинюсь, фото идут в абсолютном беспорядке, что увидел - то и снял - прибыл целый поезд и все туристы (включая нас) начали неистово делать фотографии и селфи, то и дело замирая в самых неподходящих местах с раскрытым от восторга при виде столь завораживающих пейзажей ртом. Особая искренняя благодарность людям, которые после того, как сделают фото, еще надолго замирают на самом видном месте, чтобы в деталях рассмотреть и отретушировать полученное фото, а затем тотчас переслать его всем людям из контактного листа по отдельности... Поэтому приходилось метаться как ужаленный слон, чтобы успеть снять фото там, где поменьше людей...
Мост через речку Llobregat. В предыдущие два дня в горах шли дожди, поэтому речка сегодня особенно бурная
Один из упомянутых в тексте "тетраморфов" Гауди - Святой Иоанн в образе орла
Вид на арочный мостик Pont d'Arc Coix
Святой Марк в образе льва
Святой Лука в образе быка
Балка справа, видимо, служила опорой для фонаря подсветки, но её смыло бурным горным потоком после прошедших дождей, теперь она портит все фото:-)
На самом деле, Сады Артигас не такие большие, как может показаться - пройти бодрым шагом и увидеть всё можно за 5-10 минут. Сюда нужно приезжать в рабочий день и в одиночестве наслаждаться волшебным слиянием природы с архитектурой в сопровождении пения птиц и журчания ручья.
Бросаем последний взгляд на Сады Артигас и отправляемся по лестнице наверх, на станцию. Нас ждет Музей Цемента.
Бросаем последний взгляд на Сады Артигас и отправляемся по лестнице наверх, на станцию. Нас ждет Музей Цемента.
Зеленый поезд прибывает за нами на станцию Jardins Artigas, чтобы везти нас дальше наверх
По дороге встречаются внезапные горные водопады посреди густых заповедных лесов
Наш поезд медленно поднимается вверх к последней станции. Слева внизу протекает бурный поток разлившейся реки Llobregat
Вот и конечная. Слева виднеются мрачные строения тяжелого промышленного дизайна
Наш зеленый поезд останется на станции аж на два часа - обеденный перерыв!
Здесь же на станции располагается старое депо и пара исторических локомотивов
Этот паровозик обслуживал пассажирскую линию
Колея на железнодорожной ветке действительно узкая
Современное здание музея, перед ним лежит здоровенная неведомая гравицапа - устройство для перемалывания клинкера в цементный порошок
Вот так её устройство выглядит изнутри
Вход в музей
После короткого кинофильма об истории строительства фабрики Asland проходим в музей, который рассказывает, каким образом открытие цемента повлияло на возникновение новых архитектурных форм. После музея всем желающим предлагают одеть каски и проследовать на экскурсию по остаткам полуразрушенных строений на территории фабрики.
Идем какими-то мрачными подвальными галереями, тут даже сталактиты успели вырасти...
Гигантские заброшенные помещения, чувствуешь себя каким-то сталкером-диггером
Работающая мини-модель по измельчению клинкера - развлечение для детей - сверху бросаешь куски камней, а в конце трубы снизу справа сыпется порошок
Вышел из музея - увидел какие-то конструкции, думал, тут тоже Гауди. Оказалось, трубопровод, подававший воду из реки на фабрику
Еще один локомотив на поворотной платформе
Наш красавец терпеливо дожидается нас на станции
Доезжаем до города и с комфортом устраиваемся на пикничок в симпатичной рощице справа
После перекуса - короткий марш-бросок по городу La Pobla de Lillet вдоль набережной реки Llobregat
Бурная речка протекает через город, с водопадами, всё как положено
Отдельный мост через реку ведет в довольно обшарпанное здание, которое, по-видимому, является местным кинотеатром Cine Llobregat
Еще один мост, на котором располагается мэрия городка
Самый знаменитый мост города, "старый" мост (Pont Vell), датируется XIV веком. Как обычно, каталонский сепаратистский флаг может украсить любую самую серую фотографию:-)
На другой стороне моста над рекой находится небольшая смотровая площадка с каменной лестницей
Вид с моста вниз на мэрию
Перед мостом Pont Vell река делает поворот практически на 90 градусов и отсюда видно еще один мост - Pont de la Petita (справа)
На смотровой площадке у моста панно возвещает о том, что 13 апреля 1297 года какие-то важные местные бароны вручили письмо о привилегиях и свободах жителям города
Слева хорошо видна колокольня церкви Святой Марии
За мостом находится памятник в честь основателя цементной фабрики Asland, на которой трудились многие жители города
Мост Pont de la Petita
Небольшой отель-ресторан Cal Pericas, расположен на берегу речки аж с 1856 года
Спускаемся к реке, поток очень бурный и быстрый.
Надеюсь, рассказ будет полезным, если не затруднит - напишите, что еще я мог пропустить, спасибо!
Комментариев нет:
Отправить комментарий